ЭЛЕКТРОСХЕМЫ

Датчик кислорода - лямбда зонд - Автоэлектрик


      

     Задача датчика кислорода – определять содержание кислорода в отработанных газах. По принципу действия датчик кислорода можно сравнить с электрохимическим источником, напряжение которого зависит от концентрации кислорода. Такое определение не совсем корректно, но достаточно точно отражает сущность датчика, за одним исключением – чем больше кислорода, тем ниже уровень сигнала и наоборот. Есть кислород в отработанных газах – смесь бедная (сигнал датчика низкий), нет кислорода – богатая (сигнал высокий). Контроллер по сигналу датчик кислорода непрерывно корректирует длительность впрыска, поддерживая таким образом оптимальный состав топливной смеси, т.е. выполняет роль датчика обратной связи в замкнутом контуре управления подачей топлива. Уровень сигнала датчика изменяется несколько раз в секунду, обеспечивая таким образом высокую точность поддержания оптимального состава топливовоздушной смеси. Главное предназначение датчика кислорода – снижение токсичности отработанных газов, поэтому он используется только совместно с каталитическим нейтрализатором. Для удовлетворения нормам токсичности Евро-4 на двигателе установлены два датчика и два катализатора. Избыток воздуха в смеси измеряется – путем определения в выхлопных газах содержания остаточного кислорода. Поэтому лямбда-зонд и стоит в выпускном коллекторе перед катализатором.

Схема датчика кислорода

   Электрический сигнал датчика считывается электронным блоком управления системы впрыска топлива, а тот в свою очередь оптимизирует состав смеси путем изменения количества подаваемого в цилиндры топлива. На некоторых современных моделях автомобилей имеется еще один лямбда-зонд. Расположен он на выходе катализатора. Этим достигается большая точность приготовления смеси

   Лямбда-зонд действует по принципу гальванического элемента с твердым электролитом в виде керамики из диоксида циркония. Керамика легирована оксидом иттрия, а поверх нее напылены токопроводящие пористые электроды из платины. Один из электродов «дышит» выхлопными газами, а второй – воздухом из атмосферы. Эффективное измерение остаточного кислорода в отработавших газах лямбда-зонд обеспечивает после разогрева до температуры 300 – 400оС. Только в таких условиях циркониевый электролит приобретает проводимость, а разница в количестве атмосферного кислорода и кислорода в выхлопной трубе ведет к появлению на электродах лямбда-зонда выходного напряжения. Датчик приобретает способность генерировать электрический сигнал только после прогрева до рабочей температуры не менее 360 градусов. Для ускорения прогрева датчики установлены в выпускном коллекторе двигателя, то есть в зоне максимально высокой температуры. Кроме того, каждый датчик имеет нагревательный элемент, управляемый контроллером. Отключение нагрева происходит при появлении на выходе датчика изменяющегося электрического сигнала, что свидетельствует о его прогреве.

Неисправность кислородного датчика

   Специфическим отказом датчика является его «отравление», в результате чего датчик не реагирует или реагирует медленно на изменение концентрации кислорода. Причиной «отравления» могут быть применение этилированного бензина или силиконовых герметиков при ремонте двигателя. В первом случае датчик покрывается порошкообразным налётом зелёного цвета, а во втором – белого. Отказ ДК контроллер парирует переходом из замкнутого на разомкнутый контур управления, при котором сигнал датчик кислорода не используется. Следует иметь ввиду, что контроллер может оценить исправный датчик кислорода как неисправный, если уровень сигнала длительное время (более 5 сек.) не изменяется по причинам, не связанным непосредственно с датчиком. Например: малая величина сигнала может быть обусловлена пониженным давлением топлива, засорением топливных форсунок, подсосом воздуха в выпускной коллектор и т.д. Большая величина сигнала может быть вызвана негерметичностью форсунок, повышенным давлением топлива из-за неисправности регулятора давления и так далее.

   Неисправность датчика может проявляться следующим образом: неустойчивая работа или остановка двигателя на холостом ходу; рывки и/или недостаток мощности и приёмистости двигателя; детонация; повышенная токсичность газов; повышенный расход топлива. Автомобиль следует стараться вести плавно, избегая интенсивных разгонов. Если возникнет необходимость снять датчик кислорода, то не следует делать это на холодном двигателе. Можно сорвать грани датчика. Предварительно прогрейте двигатель, чтобы за счет теплового расширения металла ослабло резьбовое соединение датчика с приёмной трубой. А вообще, это наиболее уязвимый датчик автомобиля с системой впрыска. Его ресурс составляет примерно 50000 км в зависимости от условий эксплуатации и исправности двигателя. Плохое состояние маслосъемных колец, попадание антифриза в цилиндры и выпускные трубопроводы, обогащенная топливно-воздушная смесь, сбои в системе зажигания сильно сокращают срок его службы. Применение этилированного бензина категорически недопустимо – свинец портит платиновые электроды датчика кислорода за несколько бесконтрольных заправок.

Кислородные датчики - видео


Это должен знать каждый владелец авто:

Низкопрофильные шины

    Низкопрофильные шины - преимущества и недостатки. В статье речь идет об использовании низкопрофильных шин в тюнинге, их особенностей использования. Описы...


Подключение автомагнитол от TOYOTA

     Различные схемы соединений штеккеров и гнёзд для подключения автомобильных магнитол "TOYOTA". Распиновка контактов на питание и динамики особенностей не имеет, а вот антенна может быть акти...

Подключение автомобильных магнитол SONY

    Различные схемы соединений штеккеров и гнёзд для подключения автомобильных магнитол "SONY". Этот производитель выпускает очень много различных модификаций, практически все они показаны в этом спи...
ПОИСК СХЕМ ПО САЙТУ

Контакты - Рейтинг казино - Электросхемы отечественных автомобилей газ, ваз, уаз и иномарок - электрооборудование и проводка. Copyright © 2022